|
|||||||||||||
(ранее Булычево, Тягощи, Троицкое)
Усадьба Болычево обстроена гр. Л.К. Разумовским на рубеже XVIII-XIX вв. В середине XIX ст. принадлежала кн. В.М. Гагариной, в 1890 г. - Ананьину, в 1911 г. - Т.Б. Антоновичу. От усадебного комплекса осталось несколько разрозненных построек. Небольшой прямоугольный в плане дом 1790-х гг., обезличенный переделками, разрушается. Кирпичный цокольный этаж с пониженным уровнем пола перекрыт сомкнутыми и лотковыми сводами. Из двух деревянных этажей парадный перепланирован, верхний жилой разобран. Строгие, лишенные убранства фасады оштукатурены. Главный фасад в свое время украшал колонный портик, от которого обнаружены профилированные блоки белого камня. На стене портику отвечает креповка. Обращенные в курдонер нижние окна в отличие от прочих имеют арочную форму. Троицкая церковь — кирпичная с деталями из белого камня, оштукатуренная, — сооружена на средства Разумовского в 1812 г. Тип постройки и характер скупой внешней обработки, выявляющей художественную значимость гладкой стены, тесно связывают ее с архитектурой ампира. Здание, выстроенное по трехчастной схеме, поставлено над подвалом с плотными рядами массивных столбов, поддерживающих крестовые своды. В объемной структуре памятника господствует одноапсидный двусветный четверик бесстолпного храма с боковыми портиками в антах и купольной световой ротондой, стоящей на пристенных подпружных арках. Близкая к квадрату трапезная без опор, перекрытая коробовым сводом, связывает храм с колокольней, от которой сохранился первый ярус. Данью классицизму выглядит оригинальное решение боковых фасадов храма: четырехколонные ионические портики и верхние "итальянские" окна объединены здесь в общую композицию посредством лучковых фронтонов. В системе наружной декорации предполагались лепные фризы, для которых в стенах над окнами оставлены неглубокие горизонтальные впадины. На гладкой поверхности фасадов эффектно выделяются тонко моделированные, тщательно выполненные профили белокаменных карнизов, баз у колонн, симы фронтонов. От убранства интерьеров сохранились роспись купола кессонами, выполненная Т. Любимовым в 1827 г., и незначительные фрагменты масляной живописи второй половины XIX в. Кирпичный амбар - редкий образец хозяйственной постройки эпохи классицизма. Длинный одноэтажный корпус нарядно обработан квадровым рустом и плоской аркадой, скрадывающей протяженнось глухих продольных стен. На торцевых фасадах использован мотив трехчастного арочного проема с "венецианским" окном в верхней части. Внутри здание разделено пополам сводчатыми сенями. Организация помещений утрачена, однако расположение окон в их торцах предполагает наличие в прошлом центрального прохода и боковых отсеков.
|